Иван Рудый — Анализ нового законопроекта, который предлагает избавиться от действующего регулятора отрасли азартных игр в Украине

SBC CIS недавно опубликовали материал о том, что глава Министерства цифровой трансформации Украины Михаил Федоров зарегистрировал законопроект, в котором предлагается упразднить Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ/CRGL), — государственный орган, ответственный за выдачу лицензий на ведение игорного бизнеса, мониторинг за соблюдением правил работы, и реализацию различных социальных программ, направленных на профилактику и снижение вреда от чрезмерного увлечения азартными играми определенных групп или лиц, рискующих развить в себе зависимость от азартных игр.

Иван Рудый, глава КРАИЛ, ранее выразил обеспокоенность тем, что законопроект не был официально представлен в Комиссию для последующего рассмотрения. Однако затем он перешел к анализу законодательства и выделил 5 ключевых пунктов, которых, по его мнению, будет достаточно, чтобы отговорить парламентариев от принятия нового законопроекта:

  1. «Согласно заключительным положениям законопроекта, Комиссия прекратит свое существование со дня вступления закона в силу, а у Кабинета Министров Украины будет всего один месяц на создание нового органа по регулированию игорного бизнеса. А как же принцип преемственности власти, осуществляемой государственным органом? То есть целый месяц вся отрасль должна функционировать без надлежащего регулирования со стороны государства. Мой опыт подсказывает, что этот месяц вполне может превратиться в два или более; уже почти три месяца новые члены Комиссии не назначаются Кабинетом министров на вакантные должности.
  2. Многие аспекты существующего законодательства, на которые в настоящее время опираются и которыми руководствуются игорные операторы, были разработаны членами КРАИЛ и по сей день работают без особых проблем. С принятием законопроекта Кабинет Министров будет вынужден переработать весь пакет законов и актов, который ранее уже был утвержден, рассмотрен и принят. Я просто не вижу реальных сроков для подобной переработки, если Комиссию все таки решат расформировать. Какой практический смысл правительству страны, находящейся в режиме войны, тратить время на разработку и утверждение целого ряда вполне конкретных положений, которые уже существуют и работают, вместо того, чтобы решать серьезные задачи, которые должны положить конец войне?
  3. Вместо КРАИЛ законопроект предлагает создать орган без специального статуса. Как многие, возможно, знают, Комиссия является коллегиальным органом, для полноценной работы которого требуется кворум. Наличие еще одного органа для регулирования отрасли азартных игр, состоящего только из одного члена, несет в себе явные коррупционные риски. Отдельно должен подчеркнуть тот факт, что законопроект исключает возможность проведения прозрачного и открытого конкурса на занятие вакантной должности в Комиссии. На мой взгляд, это неприемлемо и сводит на нет основную идею президентской реформы, которая в свое время руководствовалась принципами прозрачности власти и борьбы с коррупцией.
  4. Законопроектом предусмотрена возможность подачи заявления о самоограничении с помощью электронных средств Единого государственного веб-портала электронных услуг. Однако такой способ уже существует, и мы принимаем заявления от граждан с самого начала своей работы. Для того, чтобы граждане могли это сделать еще и через Единый государственный веб-портал, не нужно добавлять никаких изменений в закон, и уж тем более не нужно ликвидировать КРАИЛ и создавать регулятора по-новой. Требуется всего-лишь определенное взаимодействие с несколькими органами, мы всегда открыты и готовы к этому.
  5. Законопроект предусматривает, что новый орган будет «обеспечивать» администрирование Государственной системы онлайн-мониторинга (ГСОМ), а не «осуществлять» администрирование ГСОМ, как это в настоящее время указано в действующей редакции Закона. Это выглядит слишком рискованно. Ведь по другим требованиям действующего Закона, которые Законопроект не изменяет, вся ответственность за внедрение и функционирование ГСОМ лежит на регуляторе. Предлагаемое изменение формулировки закладывает возможность для будущего регулятора уйти от ответственности за сбой в работе ГСОМ, поскольку можно «обеспечить» администрирование ГСОМ, передав права администрирования третьему лицу, в то время как в Законе заявлено о том, что администрирование ГСОМ может «осуществлять» исключительно сам регулятор.

Как оказалось, при ближайшем рассмотрении законопроекта отчетливо видно, что его основная цель — ликвидация Комиссии, в то время как законопроект, к сожалению, не решает ни одной из проблем, существующих в настоящее время на рынке — доработку основ для налогообложения азартных игр и внедрение Государственной системы онлайн-мониторинга.

Все в Комиссии искренне надеются, что этот законопроект будет должным образом оценен членами парламента, так как в настоящее время он не решает ни одной проблемы из тех, что существуют в отрасли на данный момент.

В то же время законопроект ставит под сомнение и имеет все шансы затормозить отрасль, которая и без того страдает от нерешенных проблем, о которых я вкратце упомянул выше.

Да, есть вызовы для самого рынка — открытый вопрос по налогообложению и внедрению ГСОМ — но решит ли ликвидация нынешнего регулирующего органа все эти проблемы? Все вышеперечисленные проблемы существуют во всех европейских государствах. Мы тесно сотрудничаем и изучаем опыт других стран. Даже в юрисдикциях, где азартные игры регулируются годами, есть похожие проблемы, и решать их нужно за счет совершенствования инструментов и рамок регулирования, а не за счет ликвидации одного регулирующего органа и замены его совершенно новым», — заключил действующий Глава украинского регулятора азартных игр.
Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал!